Главная Статьи Рыбы в паводки и наводнения

Рыбы в паводки и наводнения

0.jpg - Рыбы в паводки и наводненияТема сегодняшней статьи навеяна недавней поездкой подводных охотников в Саратов. Сильный паводок, поднявший уровень водоемов на два метра, и … рыбы нет. Надо сказать,  что об этой проблеме задумывались еще древние китайцы: «…Когда  на Поднебесную обрушился Великий Потоп и стал Китай огромным морем, многие люди из-за  наводнения превратились в рыб и креветок.  И тогда снова на помощь пришли боги и навели порядок...». Эта цитата из «Мифов Древнего Китая» говорит о том, что древние китайцы задумывались  о восстановлении рыбных запасов после наводнений, пусть даже  и таким жестоким  способом! Ну, так в какую  рыбу превратиться желаете?!

Итак, наш сегодняшний разговор пойдет о наводнениях, паводках и сильных разливах водоемов и об их негативном влиянии на рыб. На самом деле, в ареале народов, где существуют мифы о потопах, особенно на периферии (в Иране, Закавказье,  Сирии, Турции, Палестине), сохранился культ рыбы как спасителя людей и Земли. Об этом свидетельствует шумерский текст, переведенный под названием «Дом рыбы» – это монолог, в котором сказано, что для обеспечения безопасности рыбы строится специальный дом – храмовый бассейн. А в древнеиндийских мифах рассказывается, что бог Вишну во время большого наводнения обратился в рыбу и спас праотца людей Ману.

Дошли сведения, что много веков назад паводки и наводнения использовались для массового вылова рыбы и охоты на нее. В дебрях боливийской Амазонии недавно были обнаружены остатки великолепно развитой системы земляных укреплений и водохранилищ, созданных много веков назад. Протяженные и извилистые сооружения представляли собой своеобразные ловушки для рыбы и использовались для вылова рыбы в периоды наводнений, когда та мигрировала для размножения. Ученым удалось обнаружить и описать разветвленную паутину земляных укреплений. Вся система покрывает площадь до 850 квадратных километров! Находка обнаружена в национальном парке Бауресе у берегов Амазонки, который правительство Боливии объявило национальным археологическим и экологическим  заповедником.

История рассказывает, что наводнения сопутствуют человеческому обществу с древнейших времен. До наших дней дошли сведения о катастрофических разливах Хуанхэ в 2297 г. до н. э. и на Ниле примерно 3 тысячи лет назад. Но если ранее эти стихийные бедствия были чрезвычайно редкими, то за последние столетия, и в особенности в наше время, частота и размеры причиняемого ими ущерба стремительно растут. Так, до нашей эры наводнения в наиболее паводкоопасной стране – Китае – происходили один раз в 50 лет, а теперь в течение года здесь случается несколько таких катастроф. В наиболее «урожайные» годы наводнения на земном шаре происходят с интервалом в два-три дня, поэтому сообщения о них по радио и телевидению можно слышать постоянно.

По числу наводнений первое место все годы стабильно занимает Азия, второе место – США, затем следуют юго-восточные государства, Южная Америка, Сомали, Австралия, Россия и Румыния.

1.jpg - Рыбы в паводки и наводненияВ 1913 году крупное наводнение в штате Огайо, США, снизило общие уловы промысловых рыб более чем на 30 %. В 1927 году наводнение, затронувшее реки Миссисипи и Огайо, привело к почти полному исчезновению двух видов местных сомов. В 1990 году, тоже в США, огромное наводнение с сильными паводками, затронувшее штаты Техас, Оклахома и Арканзас, повлекло за собой сбой рыбного промысла, и к 2002 году в этих местностях уровень рыбной ловли не восстановился до уровня, имевшего место до этой катастрофы. В 1997 году в Бангкоке и центральной части Таиланда произошло сильное наводнение, которое вызвало массовый побег с крокодиловых ферм опасных рептилий. Памятуя события пятилетней давности, когда десятки крокодилов, пользуясь высоким уровнем воды, покинули надоевшие вольеры, хозяева крокодиловых ферм вынуждены были выстроить вокруг них гораздо более высокие, чем раньше, сетчатые ограждения. А вот в пресноводном рыбном хозяйстве северо-восточных провинций Таиланда и юга Лаоса наводнение вызвало хаос: вода залила сетки, ограждающие пруды разных хозяев друг от друга, и рыба свободно переплывала из одного пруда в другой и обратно, ставя под вопрос права собственности, сводя на нет результаты многолетней селекции и уравнивая шансы в рыночной конкуренции. В Индии крупные хищники во время наводнений устраивают себе рыбные дни – зафиксировано  много случаев, когда тигры и ягуары бросаются в воду и ловят рыбу, черепах и крокодилов, которые потеряны «во времени и пространстве» и инстинкт самосохранения которых распространяется лишь на выживание в новых условиях, и тигры «столуются», оставляя в покое обезьян, павлинов и дикобразов.

Что же изменяется в поведении рыб во время паводков?

Во время паводка возможны миграции рыб из одного водоема в другой, рыбы стремятся уйти в водоемы с большим количеством кислорода, с более подходящим температурным режимом и, по возможности, стремятся избежать большой мутности воды. По прогнозам ихтиологов, страшны не сами паводки, а резкие спады воды после них, особенно при низкой температуре окружающего  воздуха (как в этом году). Рыбы нередко начинают нерест на залитых паводком площадях, а когда вода резко сходит, то рыба не успевает за водой уйти с нерестилищ и гибнет вместе со своей икрой. Иногда происходит скидывание икры, но не происходит ее оплодотворение. Еще бывает так, что рыба при паводках просто «отказывается» нереститься, особенно при холодной температуре. При этом происходит резорбция икры, и численность популяции к осени резко падает.

Хуже  всего паводки действуют на проходных и полупроходных рыб, ведь большинство таких рыб начинают свой нерест, не обращая внимания на паводки или спады воды. А ведь это самые ценные в промысловом отношении рыбы, поэтому на Волге и на других водоемах с ГРЭС ежегодный сброс воды – это больной вопрос для экологов. Сотрудники ГРЭС, в идеале, должны плотно сотрудничать с местными ихтиологами и экологами и советоваться с ними по срокам сброса воды. Главное требование экологов – чтобы сброс воды не был резким, не совпадал со временем нереста основных видов рыб и не приходился на природные катаклизмы (аномально высокие или низкие температуры, перепады давления и пр.). Понятно, что все эти условия для ГРЭС выполнить очень проблематично, и если они будут соблюдать все рекомендации биологов, то сброс воды будет проходить раз в десять лет. Сейчас уже работают ГРЭС с разными режимами сброса воды, иногда по требованиям природоохранных органов продлевают сроки сброса воды. Подводная охота сразу после сброса воды теряет свою спортивную составляющую и напоминает браконьерство, так как рыбы не в состоянии обезопасить себя от подвохов и находятся в «разобранном» состоянии.

2.jpg - Рыбы в паводки и наводненияМестообитания рыб во время паводков сложно заочно предугадать, но есть несколько общих тенденций для совершенно разных водоемов. Рыба часто сбивается в русла затопленных ручьев, затопленные крутояры,  заливные  луга или выходит на отмели. При этом сначала туда идет мелкая мирная рыба, а за ней уже устремляются хищники. Особенно богаты на рыбу в эти периоды места с обратным течением – тут хищник скапливается и охотится, экономя свои силы, так же как и на затопленных песчаных косах. Много рыбы под обрывистыми берегами и на выходах из ручьев и мелких речушек. Если в вашем водоеме во время паводка есть участки со стоячей водой, то есть вероятность, что там тоже будет много рыбы, так как такая вода лучше прогревается. Если вода поднимется на 5–6 и более метров (этот уровень можно назвать критичным), то рыбу найти в пойме реки очень сложно. Здесь вам нужно будет искать места с теплой водой, туда будет собираться вся рыба, но с такими «теплыми» местами в водоемах в это время проблема, так как на пике подъема холодная вода идет широким фронтом.

Если есть возможность, то рыба начинает уходить в соседние водоемы, где последствия паводка не так ощутимы. Такие миграции ученые называют паводковыми миграциями. Во время этих миграций пищевая активность у рыб снижена, но зато развита двигательная активность, в результате чего страдает пищевая ценность рыбы – ее жирность резко падает и она становится более сухой и постной. Иногда после сильных паводков требуется не одна неделя для того, чтобы водоем пришел в норму. Если паводки пришлись на время нереста, то, возможно, сильно пострадает численность отдельных видов, а размеры рыб будут ниже нормы.

Отдельной темой являются заливные луга, прекрасные нерестилища для многих видов рыб, в том числе щуки. Регулирование воды дамбами лишает рыб возможности нереститься на заливных лугах. Вообще, на таких лугах рыба начинает вести себя не так, как в обычном режиме на своих водоемах. Так, щука, типичный хищник-засадчик, которая обычно часами стоит на месте, совершая резкие броски за своей жертвой,    на     заливных     лугах    превращается     в активно-плавающую рыбу, больше напоминающую своим поведением хищников-угонщиков (судака и окуня). Регулирование уровня воды дамбами не дает щуке нереститься на заливных лугах и в пойме реки, как это было ранее в естественных условиях, ведь при резком спаде воды происходит гибель икры или вылупление из икры «затянутых» хилых личинок, что потом плохо сказывается на всей популяции в целом.

Интересный момент в том, что, хотя рыбы в целом прекрасно предчувствуют наступления ненастья и, соответственно, заблаговременно готовят свой организм к нему (усиленным питанием, например), с дождевыми паводками все не совсем так. Ведь с наступлением паводков весь гидрохимический режим водоемов изменяется из-за резкого возрастания скорости потока. Происходит размытие русла на плесах, возрастают наносы на перекатах, мутность воды становится очень высокой, особенно вдоль берегов. Когда поднимается уровень воды, возрастает скорость течений, появляется значительная турбулентность воды и мутность, то все рыбы, вне зависимости от их экологических особенностей, на это реагируют приблизительно одинаково. Ведь большое количество взвешенных частиц мути затрудняет дыхание, а плохая видимость мешает охотиться (кормиться) или защищать себя. В пики паводков рыбы устремляются наверх к поверхности с широко раскрытыми жабрами. В это время происходит компенсаторное возрастание работы обоняния и боковой линии. Это не самые информативные из органов чувств, рыбы получают много ложной информации, их нервозность возрастает, и рыба устремляется в старицы, заливы, заросли, совершает паводковые миграции вверх по течению и уходит в притоки. У дна рыб почти не остается, ведь там дышать совсем нечем, а видимость близка к нулевой.

У хищных рыб в этот период также происходят изменения в поведении – она покидает свои ямы и перекаты и устремляется за мирными мелкими рыбами. При этом во время паводков общий тип поведения хищной рыбы также вносит свои коррективы в кризисное поведение. Так, щука, крупный окунь (хищники-засадчики) в паводок уходят в тихие заросшие места и (или) к поверхности воды. Здесь получается целое раздолье для браконьеров – в придаточных водоемах у рек и озер хищные рыбы концентрируются в количествах, близких к промысловым. Другие хищные рыбы, такие как голавль, язь, судак, жерех и другие (хищники  угонщики и бродячие хищники) иногда даже развивают повышенную активность в эти периоды, так как их корм (насекомые и молодь рыбы) смывается водой, его чрезвычайно много, и они откармливаются, как правило, в верхнем слое воды, особенно около подтопленных деревьев и кустов, у устьев притоков и среди зарослей растений. У этой группы хищных рыб боковая линия и обоняние всегда играли большую роль в отыскании добычи (в отличие от «зрительной» щуки), и им легче переносить паводки и наводнения. То есть в паводок некоторые хищные рыбы продолжают питаться, хотя и менее эффективно, чем в нормальных условиях. Интенсивность двигательной и пищевой активности у рыб на всем протяжении паводка может изменяться – например, если идут обложные дожди с перерывами, то уровень воды в водоеме будет колебаться в небольших пределах в зависимости от длительности пауз в поступлении новых порций воды. Еще во время паводков наблюдаются временные спады уровня воды, и в этот период активизируются хищники всех типов, что особенно хорошо прослеживается на небольших водоемах. В крупных водоемах такие колебания не влияют на поведение как мирных, так и хищных рыб.

Одно из крупнейших наводнений на территории России произошло в июле 2001 года в Иркутской области в районе г. Ленска. Во время этого наводнения погибла практически вся молодь рыб, вся икра, многие рыбы так и не вернулись на свои прежние места обитания. По рассказам очевидцев, во время наводнения 1991 года в Великом Устюге в первые дни после бедствия на улицах под колеса автомобилей попадала красная рыба. Во время наводнения в Красноармейском районе Приморья (в 2000 г.) вода держалась примерно на середине окон, по главной улице плавали на лодках, а после спада наводнения местные жители еще долго собирали рыбу прямо на обочинах проезжих дорог. Наводнения и селевые потоки на юге Сахалина в 2000 году поставили под угрозу возможность стабильного воспроизводства лососевых рыб. Стихия не позволила зайти горбуше на нерестилища по западному побережью острова. Даже на рыборазводных заводах не удалось пока заложить на инкубацию достаточного количества икры лососевых рыб.

Наводнения и паводки могут влиять на рыб и косвенным путем. Например, построенная в Санкт-Петербурге для предупреждения наводнений дамба может, по мнению экспертов, вызвать исчезновение замечательной питерской рыбы корюшки. Корюшка из-за дамбы просто не сможет найти дорогу в Ладогу. С другой стороны, ученые рассчитали, что даже на такую жертву можно пойти. Ведь за 299-летнюю историю этот город 295 раз подвергался наводнениям и паводкам, и если подсчитать ущерб, то получится, что каждый год Петербург теряет 90 миллионов долларов! Конечно, при таких потерях об интересах рыбаков, любителей корюшки, городские начальники думать не станут.

Одной из причин наводнений и паводков является строительство малых и больших гидроэлектростанций. В Латвии экологи уже давно забили тревогу, а в начале этого года Всемирный Фонд Дикой Природы, Латвийская ассоциация рыболовов и Клуб защиты среды заключили коалиционный договор и намерены начать борьбу против строительства малых ГЭС. В результате последнего наводнения в Латвии, вызванного деятельностью ГЭС, популяция лосося в Латвии сократилась более чем на 70 %. Это катастрофическая цифра. У латвийских ученых были данные только по промыслово-ценным видам рыб, но легко догадаться, что с остальными видами рыб дело обстоит не лучше.

Есть сведения, что в результате наводнений и паводков рыбы могут образовывать новые формы, как, например, проходная малоротая корюшка. Рыбы, созревающие при большой длине, являются, по-видимому, представителями проходной формы, попавшими в озеро в результате сильного наводнения р. Облуковина. А корюшки оседлые, на которых наводнение никак не повлияло, созревают раньше. Таким образом, в озере сосуществуют две популяции.

Чем страшны паводки и наводнения рыбам

Чем же так страшны паводки и наводнения рыбам, почему их столько гибнет, когда они, казалось бы, остаются в своей родной среде? Основных причин несколько. Во-первых, резкое сильное загрязнение воды, вызывающее снижение уровня кислорода, вследствие чего происходит замор рыб; во-вторых, резкое изменение температуры воды и ее химического состава (особенно опасно для рыб изменение кислотности воды); в-третьих, огромное количество рыб оказывается выкинутыми на берег и не имеют возможности вернуться в водную среду; в-четвертых, механические повреждения (по рекам несутся балки, бревна и т.д.); в-пятых, для молоди, и особенно для икры многих видов, очень важно отсутствие течения; в- шестых, изменяется в худшую сторону кормовая база (в основном, тоже из-за загрязнения  воды). Потоки воды разрушают стаи, лишают рыб привычных мест обитания. Важный момент в поведении рыб – зрительная однородность (или неоднородность) водоема. Благодаря этому фактору формируется стайное (в однородной среде) или одиночное и территориальное поведение (неоднородная среда). Наводнение лишает рыб привычных зрительных ориентиров. Мы здесь упомянули только основные факторы, вызывающие большие рыбные потери во время наводнений.

Интересный биологический факт: во время наводнений и паводков у рыб наступает что-то вроде «перемирия» – щука или судак не трогают своих привычных жертв, а те, в свою очередь, не обращают внимания на хищных рыб, занимаются своим спасением. Аналогичные примеры поведения во время стихийных бедствий наблюдаются и у других групп животных. Даже у Киплинга в «Маугли» очень трогательно описаны сцены «водяного перемирия» во время великой засухи.

Как показывает опыт, после наводнений и паводков рыба, оставшаяся в водоемах, крайне неактивна и скрывается в районе дна, несмотря на предшествующий голодный период. Так что не спешите охотиться в течение нескольких месяцев после бедствия и в течение 2–3 недель после сильных паводков. Тем более что местные власти под давлением экологов, как правило, оперативно издают запрещающие акты на рыбную ловлю после стихийных бедствий. После паводков таких актов пока не издают, и зря. Напоследок добавлю: мы будем надеяться, что о паводках (наводнениях, бурях, штормах, землетрясениях и прочих ужасах) вы будете узнавать только из газет, по телевизору, радио и, конечно же, из нашего журнала!