Главная Статьи Экспедиция на Белое море.«Вернуться не Все»

Экспедиция на Белое море.«Вернуться не Все»

Кто не мечтал побывать в кэмэл-трофи? Наверное, многие. К сожалению, такое мероприятие    ушло    в    историю, но никто не мешает самим организовать что-то аналогичное, что мы и сделали с друзьями. Сам я недавно подсел на подводную охоту и начал собирать единомышленников.

Лето 2010 г. многим запомнилось невыносимой жарой, а мы даже не предполагали, как вовремя уехали на север. Само планирование похода началось с весны, прорабатывался маршрут, где можно добыть как можно больше добычи, подбирались участники, закупались ящики с едой и «напитками».

Сейчас это смешно вспоминать, но мы взяли с собой морозильник и пуд соли для рыбы. Сам маршрут и характер похода предполагали следующее: мы двигаемся к Белому морю, но, большей частью, не по асфальту, а по бездорожью, проходим полуостров Онежский, выходим возле Архангельска и возвращаемся – психи! Но это мы поняли позже, а сначала ищем красивые рыбные места и добываем пропитание, кто рыбалкой, кто подводной охотой. Живем автономно от цивилизации,  питаемся  подножным кормом. Сейчас, когда пишу эти строки, точно понимаю, что психи.

Путь предстоял долгий и нелегкий, поэтому к участникам и транспорту предъявлялись достаточно жесткие требования. Так, при отборочном туре остались мощные рамные дизельные внедорожники, специально созданные для тяжелых условий, т. е. никаких паркетников и кроссоверов, коими нынче забиты дороги.

Из участников отбирались веселые энергичные люди, любящие активный образ жизни и умеющие добывать рыбу, на всякий случай взяли медсестру (хорошо, скальпель так и не пришлось пускать в дело).

Итак, мы собрались в три экипажа. Снаряжения и «напитков» было столько, что оно уже не помещалось даже на багажниках – что ж, дорога-то предстояла дальняя. Рванули. Первая остановка должна была состояться на Онежском озере – путь в 900 км мы преодолели, чередуясь за рулем, как дальнобойщики. Приключений было много, и мы чуть выбились из графика, к четырем утра были на «бесовом носу» (самое красивое место Онежского озера). Наконец можно и пообедать.

Онежское озеро, обычно холодное, этим летом почти не уступало Средиземному морю, так что гидрокостюм  я  почти  не  надевал. Кстати,  это  явление оказалось на всей территории Архангельской области, обычно в это время года местные жители топят русские печи, а тут такое – во всех озерах вода была очень теплая. Единственный  минус  –  с  рыбой  имелись проблемы, по словам местных жителей, во всем виновата была эта самая жара. Итак, экспедиция была на грани голодной смерти, пришлось доставать НЗ (консервы, правда, рыбные).

Вволю налюбовавшись Онежским озером, мы выдвинулись к городу Онега. Еще один марш-бросок по дорогам, годным для танковых полигонов. Обычной машине на такой дороге без потерь трудно доехать, но мы добрались без потерь. Потери нас ждали впереди, когда один экипаж был вынужден вернуться домой из-за  срочных рабочих вопросов.

Наконец мы возле Онеги. Немного истосковавшись  по рыбе, бредем с виноватым видом в местный магазин «Океан». Располагаемся возле Андозера – чертовски красиво, рядом с ним есть Хайно - зеро, более чистой воды я не встречал, видимость – метров пять. К сожалению,   подъезд   на   авто   к Хайнозеру запрещен, из этого озера  качают  воду в  город  Онега, но можно оставить машину, пешком дойти недалеко. Ну, вот  тут немного душу удалось отвести – окуни и щуки водились там в изобилии, хотя, по словам местных, если бы не жара, все было бы еще лучше.

Мы все же не оставляли свою главную цель – Белое море – и, несмотря на красоту райских мест, устремились дальше, через новые непроходимые места, на полуостров Онежский, но на полпути к побережью нас ждали новые испытания: на одном автомобиле сгорела лебедка. Не прошло и пяти минут, на втором отказала механическая лебедка, и это в середине болота. Эх, а так хотелось камбалы, а магазин был дальше, чем побережье. Пришлось  снова  доставать  НЗ. Первая лебедка ремонту не подлежала, у второй был шанс. Пришлось заняться ремонтом на свежем воздухе. Для того чтобы отремонтировать лебедку, была построена небольшая гать и незамысловатые инженерные сооружения. Наконец, ремонт закончен, началась эвакуация автомобилей назад – машины через систему блоков начали движение назад. Вырвались из болот, дорога заняла каких-то три дня. На радостях почти допили все «напитки» и приняли «мудрое» решение – ведь для того, чтобы все-таки увидеть Белое море, необязательно ездить самыми трудными дорогами. Теперь аккуратно возвращаемся на трассу, поскольку  уже  не торопимся, делаем остановки в деревнях. Местные жители то ли принимали нас за участников кэмэл-трофи, то ли просто очень гостеприимные. Приглашали к себе, «угощали», в том числе и рыбой, топили свои баньки на берегу озер. Когда в баньку отправлялась медсестра, количество местных рыбаков начинало быстро увеличиваться. Уезжать не хотелось.

Но все-таки хотелось увидеть Белое море, его знаменитые отливы, подстрелить камбалу. Продолжаем возвращение на трассу, и тут выясняется, что на болотах пробили тормозную трубку, в лесу тормоза не нужны, но перед трассой снова ремонт на свежем воздухе. Местные жители опять нас радушно принимают, наверное, уже за участников Дакара, и помогают сначала найти местного Кулибина,  затем  имплантировать тормозную систему от ВАЗа. Да, таких талантливых и добродушных людей можно встретить только в глубинке. Огромное спасибо дяде Саше.

Ладно, пора на трассу и на море. Неподалеку от города Онега мы нашли неплохое место, правда, оно не было диким и непроходимым, скорее наоборот. Когда местные узнали, откуда   мы   вырвались, мы сразу же  сделались героями дня, и  слава  о  нас  разнеслась по всей округе. Многие с нами фотографировались     на     память. А мы увидели долгожданное море с его многокилометровыми отливами.  Кстати,  знаменитое  Белое, обычно холодное, этим летом было вполне теплым, и мы от души накупались. С камбалой по-прежнему не везло, тогда решили съездить в  уже  знакомый   «Океан». Там мы взяли трески – гулять, так гулять.

Да, из графика выбились окончательно, но хоть камбалу попробовали. Принимаем еще одно мудрое решение  погостить  здесь  денек и  не  торопясь  отбывать домой. По пути найти еще одно заповедное место и остановиться так, чтобы до Москвы оставался день пути. Таким местом стали озера близ деревни Морщиниха, спасибо местным егерям, которые подсказали об этом райском уголочке. Все-таки в Архангельской области о-очень красивые и чистые озера, потрясающая прозрачность воды, доброжелательные люди (или нас попрежнему принимали за Дакарцев).

Погостив, поев ухи, попарясь снова в баньке на берегу озера, мы и не заметили, что пора возвращаться по домам и на работу, настойчивые звонки по спутниковому вернули нас в реальность. Быстрые сборы, через две недели это уже занимало считанные минуты, и мы несемся обратно. Ох, как  не хотелось возвращаться! За это время трудности и невзгоды нас сплотили и объединили, но мы поклялись друг другу, что в   следующем   году   вернемся и вновь пройдем этот маршрут. Жаль  только, соль не пригодилась.

А формат получился, пожалуй, лучше, чем в Дакаре, столько событий  и  впечатлений,  иным и за год не насобирать.