Главная Статьи Многосерийный сериал «Сомы». Сом осенью. Окончание.

Многосерийный сериал «Сомы». Сом осенью. Окончание.

Сом осеньюКак я выше писал, начало осеннего сезона начинается с образования крыш и захода сома под них. Ясное дело, что он еще будет встречаться во всех тех местах, где и летом (только не в плавнях). Именно охота «по крышам» и есть специфическая осенняя охота на сома. На втором месте стоит охота по осенней опавшей траве, но это лично для меня на втором месте, а по добычливости она не уступает охоте под крышами, зачастую даже превосходит, так как сом, зарывшийся в клубы «ваты», тины, сбившейся травы, намного спокойнее и подпускает в упор чаще. Он здесь по определению далеко не в самом бодрствующем состоянии, а под крышами как раз чаще бывает в активном состоянии, в охоте. Нельзя путать крыши и плавни – это совершенно разные вещи, и осенью там делать точно нечего.

Самые интересные и перспективные крыши – рядом с глубокими протоками, фарватером, обязательно наличие хотя бы легкого течения под ними. Один из видов крыш образуется из орешника, того самого «душителя» водоемов. К осени он начинает отмирать, скручиваться в колонны,  тянущиеся  иногда   на 2–4 метра к поверхности. Темень под ними иногда стоит беспросветная. Внешний признак «готовности» орешника – закисание его снаружи, до желто-ядовитого цвета и «вспененного» состояния. Иногда кажущаяся непроходимость этих дебрей обманчива, но опять же для опытного охотника. Важны правильная отгрузка, режим дыхания, отсутствие паники и склонности к ней. Иначе, как и под крыши, лезть туда категорически не советую. Я знаю о минимум  трех утоплениях неопытных охотников под крышами (или опытных, но слишком самонадеянных). Орешник, сплетенный колонной и не совсем гнилой, не порвать никакими усилиями, а припутавшись, чуть запаниковав, можно перейти в другое состояние бытия элементарнее, чем при охоте на фарватере и струе, сетях, драчах, переметах и прочих наших маленьких «радостях».

Сом осеньюМетод охоты очень похож на плавневый – те же подходы против течения, тот же риск получить в задницу чей-нибудь гарпун, схожее поведение сома (за исключением нерестовых его проблем). Крыши также могут образоваться и из отмерших водорослей, травы и прочего мусора, нанесенного на какие-то препятствия. Очень часто, особенно на малых реках, такие крыши образуются и летом, привлекая усачей. Даже набитая течением в какой-нибудь карман обычная ряска, создавшая затененный уголок с течением под ним, уже приманка для сома, и под совсем невзрачным «зонтиком» можно взять достойный экземпляр.

С  похолоданием  воды  ниже +15°С шансы встретить сома на летних клондайках начинают резко падать. Как правило, сентябрь и октябрь уже имеют иногда в арсенале и заморозки, что резко снижает температуру воды. При +10° и ниже сом уже облюбовывает ямы для зимовки, начинает собираться в небольшие группки. Иногда можно встретить сома, «бродячего» по своим усатым вопросам, хотя исключений тут много. Я общался с опытным охотником, взявшим глубокой зимой 25-килограммового сома на глубине трех метров в небольшой коряжке всего в пяти метрах от берега. Даже в траве отмершей он попадался на глубине, очень незначительной для зимы. Но тут кто его знает, какие факторы влияют на все это, мы можем только предполагать.

Сом осеньюУ меня в аквариуме живут четыре небольших сомика (не речных, конечно) – презабавнейшие, скажу вам, творения. У всех совершенно разные характеры. Два сомика одного вида, купленные чуть позже, которые пока чуть меньше, совершенно не боязливые, днем могут лежать в аквариуме хоть где, стука и света не особо боятся. А здоровые сомики – трусы еще те, только свет включишь – сразу по своим норкам, причем панически, переворачивая все в аквариуме. Даже кормятся они все по-разному и, кстати, имеют моду, совершенно неоднозначную, при кормлении (или ночью, когда бродят и что-то себе ищут) «выстреливать» очень резко вверх, а как только мордочка достигает поверхности, делают очень резкий разворот четко вниз. Звук при этом, несмотря на мелкий вес, – ну точно «квок» в миниатюре. Если рыбка какая-то попадает под раздачу, то долго «притрушенная» потом плавает. Что они этим движением делают, я, при всех частых наблюдениях, понять не могу (корм при этом плавает уже внизу). Рыбок часто не наблюдается на пути (то есть вариант охоты исключен). Это я к тому, что вот они, смотри, прямо на столе – и хрен поймешь, что у них в голове. А на водоемах имеются такие невероятные хитросплетения разных факторов! Один панически убегает при малейшем приближении, а второй лежит, пока рукой не тронешь. И даже уходят они по-разному: один «выстрелом», а второй – вальяжно пошевеливая бахромой, да еще приостановится и оглянется – что за дела, мол.

Под мощными крышами, где есть ветви деревьев и найден хороший усатый, я стараюсь бить наверняка и с максимально дальнего расстояния, вытягивая руку к нему с ружьем. Не дай Бог, припутает к здоровенным веткам – не будете успевать линь обрезать. Либо я стараюсь стрелять, когда трубка уже на воздухе, то есть не нужно будет прорываться к свободе с рядом носящимся сомом. При этом крепко держусь за бревна руками. Люди, охотящиеся в крепких завалах, поймут, о чем я. Утопить сможет и манюня на 3–4 кг, сил бы хватило линь потащить и примотать. Тем, кто думает: «Да чего там 4 кг!», скажу: возьмите на суше да киньте с высоты в пару метров гантельку (не надо и размаха) 4 кг весом, да в «солнышко». Вот и я о том же. Меня когда-то щупаренок на полкило, стартанув из камыша мне прямо в скулу, ударил очень прилично, маска съехала набекрень и залилась сразу водой. Хорошо, что глубина была два метра – я встал на ноги и поправил. А моему «сенсею» сомик на 12 кг, раненый, врезался прямо в живот и вообще вырубил его на секунд десять. Маска слетела, ружье вылетело из рук – хорошо, что пришел в себя сразу и не хлебанул воды. Именно поэтому я считаю охоту по плавням и крышам отнюдь не всегда такой простой и «тепличной». Особенно, повторюсь, если крыши нанесло на упавшее дерево, на подводный завал из деревьев или каких-нибудь конструкций. Я уже говорил, что, подходя к такому завалу-крыше, я делаю «лежки-тычки»: то есть захожу против течения снизу на полкорпуса в завал и, тихонько лежа, просматриваю его во всех направлениях. Перед заходом в завал или под крышу настоятельно рекомендую всегда делать пару лежек (если место «правильное») перед ним. Частенько все решится именно на ваших условиях «дуэли». Сом, особенно активный, находящийся там, часто выходит посмотреть – кто тут на пороге? При входе к нему в «дом» смотрите ВЕЗДЕ и ОЧЕНЬ внимательно. Он может быть где угодно – висеть вполводы, лежать на дне, ходить под крышей, забиться в самые дебри вверху крыши, так что будет видно только фрагменты пуза, может в этот момент лежать или ходить за пределами «жилья» и вернуться очень неожиданно для вас.

Бывало так, что лежу на дне, засунув голову и полкорпуса в дебри, и смотрю. Лежу совершенно неподвижно, чтобы сом вышел на меня сам, а он начинает с чистой воды заходить прямо надо мной, вроде не обращая на меня никакого внимания. Только я шевельнул рукой – он моментально сорвался с места, и многократные последующие «заходы» на него ничего не давали, сом всегда уходил. Так вот «потыкаться» в завал или крышу можно много раз и с разных боков (только не против струи). Если завал высокий, глубокий, заходить сначала предпочитаю только снизу. Во-первых, на просвет видно лучше, во-вторых, рыба меньше боится подходов к ней снизу, а не сверху. А почему до половины – чтобы при удачном выстреле «выдернуть» себя назад одним движением руки. И еще один несомненный плюс: вдвигаясь такими «тычками», по крайней мере сначала, не шумите и «разведайте боем» часть завала, тип, глубину и прочее. Если вся «разведка» ничего не принесла, я захожу с самой мелкой стороны, с самого начала (чтобы просматривать со своей позиции большую часть завала и не крутиться при этом) захожу полностью и уже высматриваю хозяина изнутри (хорошо, если изнутри завал/крыша просматривается на просвет во всех направлениях – сом будет увиден сразу). Просматривать изнутри тоже предпочитаю, чуть продышавшись бесшумно и приспускаясь опять на полметра-метр (используя чуть отрицательную плавучесть, которую предпочитаю при охоте под плавнями/крышами/завалами), или аккуратно рукой за бревно какое-нибудь, но рукой – в крайних случаях. Иногда после, казалось бы, полного осмотра вылезаешь, матюкнувшись про себя, и вместе с тобой, точно так же матюкнувшись, вылетает сом.

Стараюсь в таких крепких местах бить только наверняка, «на отруб». Иначе как минимум, что гарантировано, так это часовое распутывание всех «кренделей», накрученных в азартной борьбе за свою «черную» жизнь сомиками, совсем незначительных даже размеров. Я молчу о покалеченной рыбе, да еще, не дай Бог, с рваным брюхом. Многие новички валят по всему, что им кажется рыбой. Просто умоляю всех задуматься перед выстрелом. Ладно, если это просто бревно, а если такой же охотник? Да и рыбу жалко загубленную при таком «ковбойстве». Я уже прочувствовал на себе оценивающее «шарение» охотничьего фонаря. Поверьте мне, ощущение такое, будто все кишки скручиваются в узел. И я ничего не мог сделать – например, «маякнуть» в ответ, так как я свой фонарь к тому времени посадил. Получилось так, что я в ожидании «сенсея» залез рядом с лодкой в близлежащую крышу, с которой он и начал охоту. Я думал взять что-нибудь «на просвет» без фонаря. Естественно, в мою дурную башку не пришла мысль о том, что возвращаться, возможно, он будет этой же дорогой. Мне просто повезло, что свет того фонаря был светом именно его фонаря. Он охотник очень опытный, уравновешенный, стреляет только тогда, когда убежден, что перед ним рыба и знает, куда будет произведен выстрел. А на сомика я был оч-чень похож со стороны...

Был у меня также познавательный, просто какой-то глупый случай. Охочусь по крышам в узкой протоке с течением, посередине пара метров чистой воды, а все остальное – примыкающие крыши. Я иду почти под берегом, просматривая на просвет под крышами, на «улицу» башку не показываю уже с час. Вдруг вижу неплохого сомика, висящего под крышей. Подныриваю под него тихо, стреляю снизу вверх. Закачка тогда была около

35–40 кг, гарпун 700+8 мм, линя на линесбрасывателе у меня почти всегда 5 м (помимо катушки). Сом тихо оседает на дно, я выныриваю и вижу прямо возле себя мужика со спиннингом в руке на резиновой лодчонке, просто идущей себе по ветру. Спиннинг мелко дрожит в руках... Я представляю его состояние – из воды в миллиметрах от него и лодки со свистом и брызгами вырывается железяка, взлетев на пару метров, и так же резко уходит под воду. Отсюда я извлек две науки: 1) Надо почаще вертеть головой и обращать внимание не только на подводный мир во время охоты; 2) Не стрелять строго вверх от себя на малой глубине даже через рыбу – возвращается гарпун очень-таки бодренько, должен сказать.

Еще одна особенность именно осеннего периода – сом в «вате».

Это нитчатые водоросли либо обрывки павшей травы, которые порой скатываются целыми массивами, особенно по краям свалов, бровок и т.д. Иногда на корчи их просто наносит течением. Очень любят засовывать сомы свои дурные головы в такую ерунду и лежать там днем, а могут и просто сверху лежать, причем в совсем небольшого размера клочок может быть засунута башка сома весом с вас самих.

Есть охотники, целенаправленно практикующие  такие охоты, они знают и отслеживают скопления этих самых нитчаток или остатков павшей травы. Мне тоже приходилось за охоту встречать далеко не одного сома по павшей траве, эти охоты при благоприятной погоде очень результативны. Поглубже и резче свал, присутствие течения и коряг увеличивает шанс взять в такой «вате» настоящий трофей. При определенной устоявшейся солнечной погоде часто отмели 1–2  метра глубиной бывают просто заселены «черненькими». Особенно хороши   места   с  густой  травой, скоплениями  в ней такой вот павшей травы и обязательно с течением. Осенью, как зимой, весной или летом, сом может попадаться на фарватере в разных позах.

Многие  охотники  больше  любят «барханы» и перекаты, сплавляясь на этих охотах по течению в поисках достойных трофеев. К тому же осень дает возможность приемлемой охоты сплавом – неплохая видимость, наличие уже скатывающейся  потихоньку поглубже крупной рыбы. Обычно такие охоты хороши и эффективны с сопровождением лодки.

В общем и целом хочу пожелать научиться получать удовольствие не от взятой рыбы. Настоящее удовольствие должна приносить ВСТРЕЧА. Встреча и все, что предшествует выстрелу. Пусть выстрел станет для вас не таким уж важным. По крайней мере, пусть он будет осознанным. Уважайте соперника. Уважайте дом, куда вы пришли взять, а не дать. Помните, что «там» мы гости, а не хозяева, и даже самое большое гостеприимство самого доброго хозяина может при нашей жадности, глупости и неуважении превратиться для нас в страшный урок. И неважны здесь сроки запретов, перестрелы как таковые – это все относительно и навязано государством. Как любит повторять мой ученик и друг Юра (кстати, начавший  получать первые  неплохие «зачеты»): «Виталик, самое главное – это звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Чего я вам всем искренне желаю.