Главная Статьи Все от нервов

Все от нервов

0.jpg - Все от нервовКак показывает опыт, практика и научные исследования, нервными бывают не только подводные охотники, но и их добыча. А бывает рыба нервной не только от жестокой подводной жизни, но и от рождения, так сказать, от личных особенностей нервной системы. Ведь рыба не такое примитивное существо, каким кажется на первый неискушенный взгляд. У всех рыб есть центральная нервная система, благодаря которой у них вырабатываются условные рефлексы, а также формируются устойчивые ассоциации. Например, ассоциации на приближение  подводного охотника, на шум от его погружения или на свет от фонарей. Если говорить  об органах чувств рыбы, против подводных охотников работает 4 сенсорные системы  – боковая линия, зрение, слух и обоняние.

Что касается боковой линии, то, как  вы знаете, это так называемое шестое чувство рыбы, которое улавливает гидроакустические колебания воды от движущихся в воде объектов. Чувствительные подвохи на себе ощущают, что акустическое давление в воде в 2 раза выше акустического давления в воздухе. Вода очень плотная среда – ее плотность в 800 раз превосходит плотность воздуха, и при этом вода практически несжимаема. Все эти физико-химические показатели водной среды создают превосходные условия для распространения различных колебаний, завихрений, струйных потоков, вызываемых движением разных объектов. Органы боковой линии рыб предназначаются для того, чтобы улавливать механические смещения  частиц воды, а также для восприятия  низкочастотных звуков. У боковой линии рыб чрезвычайно высокая чувствительность – эксперименты показали, что рыбы способны распознавать движение стеклянного волоска толщиной 0,22 мм на расстоянии от 20 до 50 см от себя.

Морфологически орган боковой линии у всех видов рыб одинаков. Он представляет собой канал, идущий, как правило, вдоль тела и заходящий на голову, а внутри этого канала имеются чувствительные клетки – невромасты. Невромаст – это специализированная чувствительная нервная клетка с чувствительными волосками,  угол наклона которых меняется при движении воды, информация об этих колебаниях среды идет в мозг. Невромасты  бывают расположенными внутри канала и свободными. Визуально боковая линия напоминает  пунктирную  линию. Лучше всего работают невромасты, расположенные на голове. Подробным исследованием строения и функций боковой линии ученые занимаются уже более 100 лет.1.jpg - Все от нервов

Функционально благодаря боковой линии рыбы могут контролировать скорость  и направление  своего передвижения в воде, в том числе осуществлять реореакцию (движение рыбы головой вперед против течения). Ну, а на подводного охотника и на другие перемещающиеся под водой предметы реагируют невромасты, расположенные внутри канала боковой линии. Подводный охотник вызывает возмущение водных потоков, которое ощущают эти самые внутренние невромасты. Причем если подвох не будет двигаться,  а замрет, насколько это возможно, то все равно рыба воспримет это движение  воды вокруг  него и поймет,  что рядом опасность. При этом мутность воды может быть очень высокой, а видимость нулевой, рыба в данном случае будет ориентироваться только на свои ощущения, идущие от боковой линии.

Интересный момент в том, что рыба,  которая сама  находится в движении, более чувствительна  к  вашим  передвижениям, так  как  она  сама по себе вызывает колебания  водной среды,  которые сталкиваются с вашими  колебаниями,  и на невромасты рыбы поступает больше информации. По принципу действия все это очень напоминает электролокацию. Ученые доказали, что рыбы с помощью своего шестого чувства и механизмов электро и эхолокации могут не только распознавать вашу дислокацию, направление ваших перемещений и скорость, но и ваши размеры  и очертания (форму). Так что есть стимул держать себя в хорошей форме, что бы даже перед рыбами стыдно не было!

Единственное утешение в случае с боковой линией – это ее небольшая дисстантность.  У большинства рыб ее чувствительность не превышает  1,5–2 метров, а у многих видов ее чувствительность ограничивается 50–70 сантиметрами, а то и меньше. Подплывать к рыбе лучше со стороны хвоста, где невромастов меньше всего. Не надо двигаться по направлению к боковой поверхности рыбы и со стороны головы. Передвигаться лучше всего строго горизонтально, поменьше перемещаться в воде, а по возможности двигаться “в потоке”, совершая минимум резких движений, особенно ластами и ружьем. Если вы “продираетесь”  сквозь  водную растительность,  то есть большая вероятность, что вы распугаете даже малочувствительных  рыб, так как колебания водных растений создадут дополнительные завихрения. Во время дождя или при сильном течении боковая линия рыб работает слабее, и у вас больше шансов  добраться до цели незамеченными. Следующий важный момент состоит в том, что, когда вы плывете, за вами еще долго остаются следы от ваших завихрений.  В зависимости от скорости течения они иногда могут чувствоваться рыбами тогда, когда вы уже уплывете от этого места за 50 метров, а по времени  сохраняться  5–7 минут. К счастью подводных охотников, у рыб, которые обитают недалеко от берега  и от поверхности воды, боковая линия развита не так сильно,  как, например, у глубоководных  рыб. Это объясняется законами биокомпенсации: на глубине зрение почти не работает, и альтернативные сенсорные системы приобретают решающее значение.

Когда рыба плывет по течению, ее боковая линия не работает, а функционирует только зрение, слух и обоняние. Так что если вы тоже сплавляетесь по течению, то можете сзади безбоязненно подплывать к рыбе на более близкое расстояние. А вот если рыба находится в турбулентном потоке, то зрение ее почти не работает, а анализаторы  боковой  линии будут вас пеленговать, исходя из всех своих возможностей. Еще важный момент: боковая линия воспринимает звуки с низкой частотой. Если вы топаете на берегу, влезая в свой гидрокостюм, вы уже гипотетически отпугиваете рыбу, так что всякие шумопроизводящие мероприятия лучше проводить не ближе, чем в 10–15 метрах от края воды.

У хищных  рыб боковая  линия обычно развита лучше,  чем у мирных. Это объясняется их более активно-подвижным образом жизни, а также тем, что у многих пелагических мирных рыб приоритетными чаще являются другие сенсорные системы. Так, у наших окуня, щуки, сома и других хищных рыб боковая линия развита достаточно сильно и часто работает в паре со зрением. Хорошо развита боковая линия и у рыб, которые собираются в стаи.

2.jpg - Все от нервовСледующая сенсорная  система рыб, которая может помешать вашей успешной охоте, – это зрение. Как и у человека, органом зрения рыбы являются  глаза.  О зрении  рыб мы  подробно  писали  в № 2 нашего журнала за 2003 год. У рыб, как и у других групп животных, работа глаза основана на следующем принципе: свет действует на светочувствительные элементы глаза – палочки и колбочки. Палочки отвечают за светлое время суток, колбочки за ночное. Из-за особенностей водной среды зрение у рыб не самое приоритетное  из сенсорных  систем. Но, кроме дальности видения, есть и другие важные функциональные параметры зрения, с которыми у рыб уже все в порядке, например, контрастная  чувствительность, острота зрения, быстрота различия деталей и так называемая  устойчивость  ясного видения. Рыба  с помощью глаз может определить вашу удаленность от нее,  ваши размеры и форму,  зафиксировать ваши передвижения и ваше расположение по отношению  к другим  предметам.

Близорукость рыб неплохо компенсируется физиологическими и морфологическими особенностями самого глаза, который у них может видеть в нескольких направлениях одновременно.  Многие  рыбы способны, не разворачивая корпус тела, видеть каждым глазом объекты в секторах до 150° по вертикали, а по горизонтали и того больше, до 170°. Это важный момент – подплывая к рыбе сзади и сбоку, вы рискуете оказаться у нее в зоне видимости. Она вас хорошо видит, если вы плывете под ней или сверху нее. А еще у рыб глаза не имеют век (даже есть крылатое выражение: “взгляд как у рыбы”) и никогда, следовательно, не закрываются. (То есть рыбы спят с открытыми глазами.) Но если рыба вами очень заинтересуется, она будет поворачиваться к вам головой, чтобы вы у нее оказались в зоне “бинокулярного зрения”. У щуки, например, опасная для вас дистанция, на которой она вас четко распознает, – это около двух корпусов данной рыбы. При этом все равно, откуда вы к ней подплываете, но быстрее она вас запеленгует, если вы к ней приблизитесь в ее передней зоне.

Многие рыбы обладают цветовым зрением, и, хотя детальных научных исследований на эту тему пока, к сожалению,  нет, ученые предполагают,  что цвет вашего гидрокостюма должен максимально сливаться с цветом окружающего подводного ландшафта. Считается, что многие хищные рыбы, у которых главенствует боковая линия, даже страдают неким дальтонизмом,  как и стайные рыбы, у которых зрение развито слабее, чем у одиночников, которым сложнее сражаться с окружающим миром.

Прикидывая,  может или нет рыба вас заметить, применяйте  средний расчет: рыба видит хуже вас в 2–3  раза (имеется в виду острота зрения). Большинство рыб весьма близоруки. Самые “зоркие соколы” – хищные рыбы – четко различают  предметы на расстоянии 10–15 метров, а четко вас рассмотреть во всей красе и во всем вашем подводном обмундировании они смогут, если вы приблизитесь к ним на расстояние не менее 1 метра. Лучше всех развито зрение у голавля, жереха, хариуса, то есть у тех рыб, которые обитают и питаются  (охотятся) в прозрачной воде с быстрым течением. Если в водоеме вода часто бывает мутной, то рыбы в таком водоеме отвыкают использовать возможности своего зрения на 100 %, и наоборот, если водоем прозрачный,  то зрительные анализаторы у них отрабатывают свой ресурс. Правда, есть исключения – судак, сом, налим, лещ, карась и некоторые другие рыбы прекрасно видят и при слабой освещенности в мутной воде, так как в сетчатке их глаза присутствуют  особые, чувствительные  к свету элементы.

У хищных рыб зрение работает часто в паре с боковой линией, и они используют глаза только для корректировки движения (броска) вперед на добычу. При этом, если рыба вас заметит, это не значит, что она вас испугается – у многих рыб развито такое замечательное качество, как любопытство, и их очень даже привлекают большие зрительные ориентиры – как подвижные, так и неподвижные,  которые встречаются на их пути. Чаще всего их интересуют почему-то большие темные предметы. Логическое объяснение найти этому явлению сложно, возможно, это связано как то с миграционными моментами,  которые лежат “в подкорке” даже у оседлых рыб.

3.jpg - Все от нервовСледующая очень важная  сенсорная  система рыб – это слух, и по своим функциональным особенностям ухо у рыб неразрывно связано  с боковой линией, благодаря чему рыбы могут воспринимать звуки в очень большом частотном диапазоне. Слух у рыб очень важен при подводной охоте, так как рыбы чаще  используют  слух не для поиска  пищи, а в своем оборонительном  поведении (в нашем случае  и от подводных охотников). Морфологически рыбье ухо – это два внутренних перепончатых лабиринта, которые находятся позади глазниц в кости черепа. Еще рыбы воспринимают низкочастотные звуки и с помощью боковой линии. В жизни большинства рыб слух играет очень большую роль, особенно рыб, обитающих в мутной воде или на глубине. Есть мнение, что рыбы способны  воспринимать весь диапазон звуковых колебаний от инфра- до ультразвуковых.  Установлено, что рыбы способны  уловить в 10 раз меньшее изменение частот, нежели человек, но музыкальный слух у рыб в 10 раз хуже.

Плавательный пузырь, как полагают, играет роль резонатора и преобразователя  звуковых волн, который увеличивает остроту слуха. Он выполняет также звукообразовательную функцию. Подводному охотнику важно знать, что рыбы могут панорамно воспринимать звуковые колебания, что дает возможность рыбам четко устанавливать направление вашего перемещения и достаточно точно определять вашу дислокацию. У рыб можно разделить ближнюю и дальнюю зоны акустического  поля. В ближней зоне они четко определяют местонахождение  источника  колебания, но учеными пока не установлено, могут ли они определять местонахождение источника в дальней зоне. Рыбы обладают также замечательной способностью анализировать звуковые сигналы, то есть они легко из окружающего шума выделяют интересные для них звуки, причем часто способны выделить и очень слабые сигналы, даже такие слабые, которые находятся на стадии возникновения или на грани затухания.

Рыбы широко пользуются звуковой сигнализацией, они способны и воспринимать, и издавать звуки в широком диапазоне частот.

Хотелось бы обратить внимание читателей на восприятие рыбами инфразвуковых колебаний, что имеет, по моему мнению, большое значение  в жизни  рыб.

4.jpg - Все от нервовПодробно о слуховом анализаторе у рыб мы писали в МПО № 5 за 2003 год. За прошедшие 4 года принципиально новых открытий в этой области сделано не было, хотя многие ученые занимаются этой проблемой.

Есть звуки, привлекающие рыб. Например, знаменитый “квок”, так привлекающий сома. “Квок”  имитирует звуки, которые издают кормящиеся сомы. Если вы научитесь под водой изображать звуки питающегося сома, то вам придется в прямом смысле слова отстреливаться от окружащих вас голодных сомов.

Последняя  наша  сенсорная  система  на сегодня  – это обоняние. Как и другие органы чувств, у разных рыб оно развито по-разному. Лучше всего обоняние развито у рыб, отыскивающих пищу в темноте (налим, линь, карп, карась), хуже – у хищных рыб, разыскивающих свою добычу при помощи органов зрения (щука, судак, окунь). Большинство рыб обладает чрезвычайно развитым обонянием – так, экстракт мотыля      они       воспринимают      в      разведении 1:1000000000. Биологически активные  вещества (феромоны), выделяемые рыбами в воду, различаются ими в ничтожных концентрациях: 10–6-10–9 мг/л.

Научные опыты показали, что рыбы хорошо распознают запахи не только чужих видов, но и различных особей своего вида. Это позволяет  стайным  рыбам не терять свою стаю, а одиночным находить партнера при размножении и т. п. Распознавание запаха чужого вида позволяет уклониться от нападения хищника или уловить приближение  добычи. У  многих  рыб, особенно стайных, в особых бокаловидных  клетках  кожи  содержится так  называемое “вещество страха”,  или “вещество опасности”.  Если поранишь кожу  оно попадает  в воду и воспринимается другими рыбами как сигнал опасности. Под действием такого химического сигнала стая уплотняется, что затрудняет нападение хищника, или, наоборот, рассеивается,  и рыбы затаиваются. Велико значение обоняния и “химической памяти” у мигрирующих рыб. Так, тихоокеанские лососи выклевываются из икры в реках, проводят там несколько месяцев на стадии личинки и малька, а затем скатываются в море и кочуют. Через несколько лет, достигнув половой зрелости, рыбы мигрируют на нерест, проплывая сотни километров, и находят родные реки по запаху их вод. Меченьем личинок было установлено, что из 13 тыс. выловленных на нерестилищах рыб 34% вошли точно в те реки и ручьи, где они выклюнулись из икры, 65% – в соседние, и лишь 1% рыб был пойман на значительном удалении от мест меченья.

Понятно, что если в воде присутствует течение, то ваши запахи для рыбы не так опасны, как в стоячих небольших водоемах. Известно, что рыба избегает запаха пота, табака, парфюмерии, мазута, солярки и других агрессивных и резких запахов. Последите за тем, чтобы от вас так не пахло. А такие запахи, как запах конопляного, мятного, камфорного, анисового, подсолнечного масла и многие другие, их, наоборот, очень привлекают. Хищных рыб привлекает  запах раненой или свежеумерщвленной рыбы. Но здесь надо очень аккуратно все это использовать, потому что легко передозировать, особенно в небольших водоемах.

5.jpg - Все от нервовОтдельно следует остановиться на акулах. В случае с ними вы выступаете, скорее, в роли потенциальной жертвы, а не охотника. Акулы – активные охотники и имеют хорошо развитые  органы чувств. Зрение у этих рыб играет основную роль в ориентации на расстоянии до 5 метров и вспомогательную – на расстоянии до 10–15 метров. Хорошо развиты  у акул (особенно у глубоководных и ведущих придонный образ жизни) органы боковой линии, органы слуха и вкуса, но лучше всего развито обоняние. Недаром некоторые  исследователи  называют акул “плавающими носами” – обонятельная рецепция играет важнейшую роль в поисках  добычи и пространственной ориентации  этих рыб. При этом известна  феноменальная  особенность акул  чувствовать свою пищу (вас, например) на огромном расстоянии. Есть много версий, но, скорее всего, к самой правдоподобной относится  их способность ориентироваться по электромагнитным полям и пользоваться воздушным обонянием.

Большинство (если не все) методы привлечения рыбы основаны  на воздействии на какие-либо сенсорные системы. Например, очень хорошо привлекается рыба на движение  воды – на водную струю. Проводились следующие эксперименты: на дно в стоячий пруд ставили мощный  двигатель, создающий течение, и вся рыба собиралась около него. Еще рыбы любят искусственные нагромождения на дне (некая имитация рифов) – своей боковой линией и зрением рыбы чувствуют возникновение таких сооружений и летят туда, как мухи на цветок. Такими методами создают  искусственные нерестилища.  Но это долгосрочный вариант – слетаются они туда только через какое-то  время.

И напоследок еще несколько фактов. Рыбы – чрезвычайно развитые  существа с высокоорганизованными органами  чувств. То, что рыбы умеют и постоянно учатся распознавать образ человека, подтверждает поведение одних и тех же видов рыб в антропогенных и “диких” водоемах. В тех местах, где появление людей носит постоянный  и частый характер, рыбы избегают людей и учатся всячески обходить его ловушки и его самого. А в безлюдных районах рыбам очень интересно появление человека в водоеме, они открыто подплывают посмотреть на такое диво.