Главная Статьи Подводная охота Черная бездна или относительно глубокая охота на пресняке.

Черная бездна или относительно глубокая охота на пресняке.

Название статьи мне навеял фильм «Голубая бездна», конечно, мы не ныряем так глубоко, как герои одноимённого фильма, но пресняк вносит свои коррективы. Наш город Камышин расположен на берегу Волгоградского водохранилища, здесь есть ямы и по сорок метров! Конечно, хотелось бы в них заглянуть, но надеюсь пока, такая глубина для меня недостижима, хотя тренировкам я уделяю огромное значение, проводя много времени в Волге. Диета и образ жизни тоже оказывают свой положительный фактор на время задержки.

Скажу сразу, чтоб найти в наших местах рыбу, не обязательно нырять глубоко, можно спокойно обойтись уверенной работой на десяти метрах и этого будет достаточно, чтоб выходить с полным куканом, главное знать места. Но разве это устроит людей, любящих и уважающих глубину!

Есть у меня в окрестностях города несколько любимых акваторий, где почти всегда можно встретить рыбу. Одно из таких мест – завалы из брёвен, причём их протяжённость очень большая и расположены они на глубине от пяти до двадцати метров, возможно, есть и ниже. Окуни плотно облюбовали эти техногенные укрытия, кроме них здесь попадаются сом, судак, крупный берш, карась. Этой осенью ко мне в гости приезжал мой друг, авторитетный рыбак Михаил Агибалов, в один из дней, загрузившись с его рыбацким и моим охотничьим оборудованием в лодку, мы поехали на осмотр с воды городских достопримечательностей.

Конечно, Михаила и его родственника Алексея больше интересовали подводные достопримечательности в виде пойманной рыбы. Экскурсия проходила по всем моим интересным местам. Бросив якорь на завалах, я нырнул посмотреть, что сегодня нам сможет дать кормилица Волга. Ребята стали кидать спиннинг, но сколько они не пытались кого поймать – бесполезно, окунь абсолютно не интересовался разнообразными приманками. Хотя под ними рыбы было так много, что я сказал ребятам – окуни меня сейчас из воды вытолкнут.

Я нашёл на пределе видимости в сумерках на пятнадцати метрах несколько хороших экземпляров. Как правило, поздней осенью в районе города сложно кого найти, но тот день был исключением. Нырнув ещё раз в завалы, в полумраке ищу очередного крупного окуня, глубина по прибору доходит до пятнадцати метров, состояние спокойное, никакого ожидания хорошей рыбы, как вдруг вдоль бревна прямо передо мной появляется силуэт крупного судака, я не промахнулся, он резко рванул.

Отпустив фрикцион, всплываю отдышаться, рыба загарпунена надёжно. Ныряю и привычными действиями пересаживаю свой случайный трофей (5,8 кг) на кукан. Так экскурсия превратилась в удачную охоту – судак для меня и моей семьи самая желанная добыча. Вообще охота на этого хищника в наших краях довольно интересна, его почти никогда не встретишь на меляке, вся добытая рыба трудовая. Стратегия охоты такова – ныряешь поглубже, где даже днём приходится использовать фонарь, и ищешь редкие укрытия. Встречается он и на открытом грунте, но в основном ночью. Самого глубинного своего судака я достал с восемнадцати метров, сказать откровенно, для меня это было не просто, он был небольшого размера и стоял на грунте. Сам факт нахождения в такой толще пресной воды, не говоря про добычу, приносит мне огромное удовлетворение. Работа на таких глубинах в полной темноте представляет определённые трудности. Конечно, ниже двадцати метров с ружьём я не погружаюсь, наверное, это нерентабельно и опасно в простых пластиковых ластах. Но на тренировках я позволяю нырять и глубже.

Моя тренировка выглядит так. Выбираю день без сильного ветра, чтоб не мешал всплывать и нырять, соответственно перед этим не ем никакой лишней еды. Как писал ранее, мне не надо никуда ездить, чтоб найти нужные акватории. Прямо на центральной городской набережной захожу в воду и плавно иду вглубь, начинаю с десяти метров, после нескольких нырков, когда организм полностью освоился на этой глубине, по поверхности перехожу дальше от берега метров на десять и снова вниз. На дне обязательно произвожу поиск рыбы и других интересных предметов, свал вниз позволяет за один нырок значительно менять глубину. Сейчас на каждой из своих тренировок я дохожу до двадцати метров, иногда бывает и глубже, но не всегда, общее состояние и настроение сильно влияют на время работы.

Немного о моих ощущениях: на поверхности солнечный день, набрав полные лёгкие, вертикально уходишь, 10 метров – начинаются сумерки, после 15ти наступает ночь, а ты всё идёшь и идёшь вниз, луч фонаря в идеальной прозрачности не видно, ты просто идёшь в чёрную бездну. И вот где-то вдалеке появляется светлое пятно – ура, дно! Упав на грунт от отрицательной плавучести, смотришь прибор, затем, с трудом проплыв у дна немного и посмотрев по сторонам, начинаешь всплытие. Выйдя из ночи, и видя водную гладь, не торопишься, помня про блэкаут, хотя так хочется дышать! И вот поверхность, отдышавшись, анализируешь показания прибора и делаешь выводы. На сегодняшний день моя предельная глубина 27.3 метров,  думаю пойдёт для простого охотника, одетого в зимний гидрик и пластиковые ласты. Сезон 2010 года планирую начать использовать ласты с лучшей отдачей, но пока на выборе не остановился.

Многие меня спрашивают – зачем здесь так глубоко ныряешь? На это у меня есть простой ответ, побывав на такой глубине, работа во время охоты ниже пятнадцати метров даётся значительно проще, ведь я знаю, я был гораздо глубже. Это придаёт уверенности и морального спокойствия, не надо никому из нас объяснять, как важны для нас эти ощущения. На одном из таких занятий я нырял без ружья в камнях, как обычно идеальный прозрак и сумерки, медленно проходя между двух валунов, замечаю в укрытии движение, останавливаюсь и пытаюсь разглядеть – кто там? Вдруг оттуда так же медленно выплывает небольшой сомик и начинает двигаться в мою сторону, я, держась за камень, замер и даже перестал моргать, чтоб не вспугнуть его. Полностью сократив расстояние, он подошел ко мне и уткнулся своей головой мне в маску, я даже ощутил на открытом участке лица прикосновения его усов, может он пробовал меня на вкус (шутка). Убедившись, что я с дружественными намерениями, он развернулся и пошёл в своё укрытие, и я поспешил наверх в родную среду.

Скажу откровенно, я никому и никогда бы не поверил такой истории, не приключись она со мной! Тренируясь на набережной, есть две вещи, которые напрягают – сети и лодочники. Использование красного буйка, как показала практика, наоборот привлекает неграмотных обладателей плавсредств. Ну а сети у нас везде, без ножей мы даже к воде не подходим. Очень часто нам приходится объединять полезное с необходимым, то есть мы с ребятами по клубу стараемся никогда не проходить мимо брошенной сети, сначала ныряем и обрезаем со шнура все груза, затем медленно буксируем снасть к берегу. Эта работа очень неблагодарная, вид тухлой рыбы и запах – вещи неприятные, но кто, если не мы! Я не могу понять ход мыслей этих мучителей природы, поставил сеть – сними, зачем её оставлять в воде. Ещё я не согласен с мнением тех подвохов, которые рекомендуют резать сети, не запутавшись в них, ведь тогда браконьер свою снасть не сможет достать, она будет медленно и мучительно убивать подводных обитателей.

Хватит о плохом. Тренируясь в разных участках городских акваторий, я нашёл несколько интересных мест, где почти всегда есть рыба. Начиная с ранней весны до поздней осени по опыту знаю, в определённый период рыба будет на той коряге, затем в завалах, потом в камнях. Это всё район города, но и на средине водохранилища, оно у нас шириной около шести километров, есть хорошие рыбные укрытия, так называемые банки, мы ещё называем их подводные острова. К примеру, глубина на вершине одного из них варьируется от восьми до двенадцати и протяжённость около ста метров, по краям его периметра везде свал в реальную глубину.

Эта банка осенью прямо забита судаком, не знаю, что его здесь привлекает? Не очень давно, нырял днём на водохранилище без фонаря, от глубины под водой было почти темно, боковым зрением слева замечаю движение, полностью на автомате не целясь, вскидываю ружьё и стреляю, расстояние до рыбы (я даже не видел что за вид) предельное, но выстрел оказался очень удачным. Крупный сазан был обездвижен и надёжно пробит гарпуном. Примерно также на глубине я добыл своего самого крупного сома, правда с ним пришлось попотеть, гарпун зашёл и вышел в верхней части спины, не задев жизненно важные органы, я долго ничего не мог сделать, пока рыбина не намотала на себя несколько витков линя. Увеличивая свои физические возможности, передо мной открылись интересные акватории, о которых раньше я даже и не мечтал, несколько лет назад мы с братом Алексеем ездили к своему товарищу по увлечению Олегу Смолину в Саратов. Конечно, без рыбы мы там не жили, но были интересные места, куда в поисках сомов мы не могли добраться, не получалось донырнуть и нормально там работать. В этом году с Олегом мы спокойно обныряли перспективные коряги и добыли несколько интересующих нас экземпляров.

Есть ещё один важнейший фактор, который просто призывает постоянно тренироваться – безопасность погружений. Соответственно, чем выше твой уровень, тем больше будет шансов выйти из воды в нештатной ситуации, одна из таких приключилась со мной прошлой зимой. Мы ныряли с другом Александром Джуровым на Волге в Волгограде ночью. Прозрак идеальный, лёд был только по берегам, мы нашли спокойное от сильного течения место и набили несколько хороших карасей и судаков. По пути на базу, я нашёл очередной перспективный участок, борясь с течением, обследую его и начинаю всплывать. Но не тут-то было, вместо спасительного воздуха лёд! Похоже, потоком возле ГЭС оторвало и принесло сюда льдину. Что делать, меня бросило в жар, хотя до этого я сильно замёрз. Единственная мысль пришла в голову, надо разворачиваться на 1800 и идти как можно дальше. Дышать хотелось так сильно, что перед глазами стали появляться цветные шарики, я по максимуму удаляюсь от опасности и всплываю на воздух. Льдина оказалась очень длинной, но не широкой, я принял правильное решение, выбрав нужный угол разворота. Пойдя в другую сторону, не знаю куда бы «приплыл». Вспоминая этот случай, меня в дрожь бросает, я уверен, меня спасли: диета, постоянные тренировки, повседневный выбор для охоты наиболее глубоких акваторий, упорство, уважение глубины, немного везения и конечно высшие силы.

Хоть охота в глубине на пресняке не так красива, как в море, но в ней есть что-то особенное, доставляющее массу впечатлений, наша чёрная бездна Волгоградского водохранилища только сейчас, после достижения определённого уровня подготовки, начинает открывать нам свои рыбные места, ну а мы полны решимости в поисках новых глубоких, интересных акваторий! Чистой воды Вам!

Другие материалы в этой категории: « Охота в малых реках Зимний лещ »