Главная Статьи Охота длиною в год

Охота длиною в год

Вот он, край рогоза, начало редкого тростника. Вокруг все играет под лучами солнца: яркая зелень стеблей, на которых висят улитки с фиолетовым отливом, беспечно снующие туда-сюда красноперки. Чистая прозрачная вода вызывает восторг и то состояние нетерпения, которое что-то сжимает внутри от предстоящей встречи. Я знаю, что ОНА где-то здесь, уже видел несколько раз, но все никак не получалось поставить завершающую точку. Медленно двигаюсь зигзагами вдоль кромки рогоза-тростника, внимательно всматриваюсь вдоль, жду момент, когда заблестит большое белое пятно, ее бок. Опять она возникла внезапно. От неожиданности я даже слегка вздрогнул, увидев светлое пятно, которое двигалось параллельным курсом. Да, это, несомненно, ОНА. Я замер, стал потихоньку поворачивать голову в сторону, пытаясь определить размеры великанши. Лучик света заиграл на наконечнике гарпуна, видимо, от азарта у меня задрожала рука. Вдруг она повернулась и двинулась прямо ко мне: я уже вижу ее голову со слегка приоткрытой зубастой пастью. Все, дальше медлить нельзя, надо стрелять. Жму на курок... и просыпаюсь. Опять все тот же давний сон! Этот сон почти всю зиму преследует меня из ночи в ночь, он уже стал настолько реалистичен, что эта встреча будто произошла уже на настоящей подводной охоте, что отчасти и было, но об этом чуть позже.

А начиналось все очень прозаично, практически как у всех подводных охотников. Как правило, у большинства первой добычей бывает щука, а у меня был окунек. Свою первую приличную щуку я подстрелил на озере Клешня, которое находится недалеко от города Северодонецка. Если смотреть на озеро с самолета, то по форме оно напоминает клешню рака. Вдоль берега, как водится, - заросли рогоза и тростника, в заливах буйство лилий. Посередине озера, вдоль бывшего русла,   стоит стена водорослей, напоминающих сосновый лес. Первые навыки в стрельбе щук приобретались в мелководных заливах, при проходах вдоль камыша, обследовании не только протоки, но и густых подводных зарослей. Щуку можно было встретить везде: и почти у самого берега, и под ковром листьев кувшинок, и в зарослях водорослей, когда хвост торчит снаружи, и на дне в корнях камышей. Но щуки все были некрупные, не более 2-3 килограммов.

И вот, спустя несколько лет, я снова на родном озере Клешня. За плечами уже был опыт охоты на щуку в Забайкальских озерах, где нередко попадались весьма достойные экземпляры. Прошелся по знакомым местам, но размер щук не привлекал. Решил пройтись вдоль бывшего русла и стал нырять на чистой воде, у самого дна, просматривая заросли водорослей. Разведка вдоль границы с чистой водой пополнила кукан несколькими крупными окунями. Водоросли стояли стеной, и я как будто с «опушки» всматривался в глубину «леса». Смотреть из света в темноту зарослей было практически бесполезно и не давало никакого результата. Решил сменить тактику, стал нырять с поверхности в самую гущу травы, протыкать ее и, только дойдя до дна, смотреть по сторонам. Возле самого дна стебли водорослей не такие густые, и если смотреть из темноты на чистую воду, то видно довольно далеко. Попутно встретил пару-тройку линей, которые стояли в полводы внутри водорослей, и силуэты их были очень хорошо видны, если смотреть на солнце. Может, кому-то этот метод покажется опасным - нырять прямо в гущу травы, - но, поверьте мне, даже в ластах «Акванавт» можно вынырнуть с 3-5 метров окутанным полностью травой, но она довольно легко рвется. В последующие дни уже будут проходы, которые ты сам и создал. Чтобы получить навыки, сначала можно попробовать без ружья вынырнуть через траву с небольшой глубины, ничего опасного в этом нет.

В один из нырков я увидел «бревнышко», лежащее прямо на дне, и медленно подошел к нему поближе. Это оказалась товарная щука, и я выстрелил в нее примерно с расстояния чуть больше метра. Мгновенно поднялась сплошная круговерть травы и поднятого ила. Практически вслепую нащупал ее в траве, зажал пальцами за глаза и вместе с большими пучками травы, висящими на мне, на ружье и лине, поспешил на поверхность. Да, таких щук я еще не стрелял на Клешне. Мне вполне хватило ее одной на сегодня. Щука оказалась длиной в пределах метра. На берегу один постоянный рыбачок с деловым видом замерил ее длину пальцами и сказал, что весит она 5,5 кг. Дома, взвесив щуку, я убедился, что тот ошибся буквально на 200 граммов.

Через три дня повторил охоту в том же месте, ныряя снова в заросли травы до самого дна, и снова взял такую же щуку, ну просто подружка-близнец. Еще через три дня попалась третья. В последний раз произошел небольшой и немного неприятный разговор с рыбаками, сидящими на берегу. Остановился я возле знакомого рыбачка, специалиста по измерению веса на глаз, чтобы было кому посмотреть за велосипедом, быстренько оделся и в воду. Буквально через 10-15 минут выхожу с почти метровой щукой на берег. Дело было под вечер, все рядом находящиеся рыбаки собрались посмотреть на мой трофей. Сразу же развернулась дискуссия о том, является ли браконьерством подводная охота. Один, самый зловредный, мужичонка высказал очень «весомый аргумент»: «Я тут сижу на берегу целый день, и у меня с десяток красноперок, а он за 10 минут выволок из воды такую щуку!» В ответ ему прозвучал дружный смех. Мой товарищ ему предложил: «Вот, бери, надевай гидрокостюм, мы с точностью до 10 метров покажем, где лежит на дне щука, ныряй». На этом «инцидент» оказался исчерпанным, тем более что один из рыбаков авторитетно заявил: «Да нехай мне ще и гроши дають, щоб я полиз у ту муляку!». Короче говоря, все пришли к общему мнению, что подводная охота - это удел слегка «тронутых».

Больше таких крупных щук мне не попадалось, но глубоководная охота на бывшем русле и в густой траве всегда приносила результаты.
Незаметно наступила осень. Однажды, где-то в конце октября, мой новый товарищ, Володя, предложил поехать с ним на Оскольское водохранилище, где я еще ни разу не был, но слышал о его просторах и крупной рыбе, попадающейся там. Первое, что поразило меня, так это бескрайность плавней, сплошные заросли камышей среди многочисленных зеркал чистой воды. Володя сразу же предупредил меня, чтобы я далеко в плавни не зарывался и ориентировался по солнцу, которое периодически выглядывало из-за туч, потому что там уже не один подводный охотник по первой «бродил» внутри камыша, пытаясь выйти на берег, особенно в пасмурный день. Предложил мне обследовать ближайшее «озеро», окруженное стеной камыша, одна сторона которой примыкает к руслу. Он сказал мне, что там всегда брал крупных щук.

Тогда я еще не имел мокрого гидрокостюма и был облачен в сухой «Тегур», и так получилось, что поехал с киевским пневматом РПО-2. Сразу возле берега было чистое зеркало воды, бывшее затопленное озеро, со всех сторон окруженное зарослями рогоза, тростника и другой растительности. Заросли постепенно выходили на мель, за которой шло подводное русло реки Оскол, превращенной в водохранилище. В «озере» ничего крупного не было, но поразило обилие стаек подлещиков, мелких окуней и другой подрастающей живности. Переплыв «озеро», я углубился в рогоз, который по мере приближения к руслу стал смешиваться с тростником. И тут увидел большое белое пятно, причем в первый момент я даже не подумал, что это может быть рыба, решил, что это кусок полиэтилена. Когда подошел чуть ближе, то понял, что это бок громадной щуки, размеры которой определить не смог, так как вся ее остальная часть была закрыта водорослями. Выстрелил в этот светлый бок, мгновенно раздался «взрыв», резко натянулся линь, я рванулся вперед, пытаясь ослабить натяжение, и сразу же почувствовал холод на груди. Еще несколько рывков рыбы и моих кувырканий - и тишина, и отчаяние, и тоска, и обида, которые наступают, когда тянешь за «мертвый» линь, который только что трепетал у тебя в руке. Сразу же стало холодно: вода затекала в большую дырку разорванного на груди гидрокостюма. Сухие костюмы, не имеющие подкладки из ткани, как, например, «Садко», очень легко рвутся, и так как внутри относительный вакуум, то вода просто рвется внутрь. Держаться на воде стало тяжело. Зажав левой рукой дырку и той же рукой прижав к себе ружье, пошел в обратный путь. Плавучесть у меня стала резко отрицательной, возникла мысль о том, что надо сбрасывать свинцовый пояс, но было жалко, и я пока еще держался на воде. Сейчас, глядя на это с высоты своего опыта и возраста, сбросил бы пояс, не задумываясь, но сейчас в сухом гидрокостюме я уже не охочусь.

Обратно плыть пришлось мне метров триста в костюме, полном воды, а правая рука все время лежала на пряжке пояса. Плыл напрямую к берегу, даже не пытаясь найти проход в зарослях тростника, откуда был заход в воду. Когда ноги коснулись дна, вздохнул с облегчением и рванул прямо напролом, дорывая на ногах гидрокостюм, который с тех пор так и валяется где-то порванный, в деле больше не бывший ни разу. Как-то так получилось, что я прослушал, куда товарищ положил ключи от машины, и, сняв с себя мокрую одежду, «давал дрожака» рядом с машиной. Хорошо, подошел местный мужик, мы остановились недалеко от его хаты, и он принес штаны, фуфайку и сапоги, чтобы я переоделся и согрелся. Так мы познакомились с дядей Колей, к которому потом ездили почти десять лет, стали друзьями и всегда на Осколе останавливались у него на дворе. Вскоре вышел и Володя, взяв хорошую щуку. Для того, чтобы не рвать в зарослях жесткого тростника свой гидрокостюм, он сверху на свою «Чайку» надевал комбинезон летчика.

В дальнейшем я тоже сшил себе комбинезон из джинсовых куртки и штанов, чтобы предохранять гидрокостюм от порезов в тростнике. Вот такой получился у меня «блин комом» от первой встречи с Осколом. Всю следующую зиму мне снился один и тот же сон с различными вариациями, где я не успевал выстрелить в гигантскую щуку. Зима прошла в «кошмарных» мучениях и ожидании очередной встречи с Осколом.

Настало 12-15 июня, когда снимается запрет в связи с нерестом. В эти дни мы почти все последующие годы открывали сезон подводной охоты на Осколе. Вот мы уже во дворе у дяди Коли. Теперь на мне «Чайка», а в руках нормальный титановый самодельный пневмат. Дальше все происходило точно так же, как я видел много раз во сне. Вот он, этот светлый бок, ширина которого вызывает уважение. Выстрел, гарпун насквозь прошил щуку, потому что она рванула в сторону, перпендикулярно направлению выстрела. Линь приятно натянулся, я погреб в сторону щуки, которая уже «примотала» себя к стеблям тростника. Размеры ее приятно радовали глаз. Посадил рыбу на кукан, затем гарпуном проковырял в голове дырку для успокоения. В душе все пело от восторга. Первый выстрел в сезоне, и такой удачный! Мой товарищ говорил, что самых крупных щук он брал в густых зарослях тростника, где в середине массива бывали небольшие «поляны» чистой воды, глубина была не более метра, вот на таких островках и «отдыхает» крупняк. Решил прочесать заросли вдоль и поперек. Несколько небольших щук взял прямо на дне, они стояли в корнях камыша. Кукан уже приятно оттягивал, я периодически заводил левую руку назад, чтобы погладить бок щуки, который размерами был сопоставим с моей ногой. Продираясь через тростник, вышел на небольшое зеркало чистой воды, где среди водорослей увидел щуку, которая мне показалась даже больше той, что у меня была на кукане. Стрелять было далековато, а плыть к ней по чистой воде - значит спугнуть ее. Решил применить способ «приманивания», мысленно просил ее подойти ко мне, при этом слегка покачивал ружьем, и наконечник блестел на солнце, отражая лучики света. Тут мне опять вспомнились зимние сны. Щука двинулась ко мне, вот уже ее морда с глазами навыкате, такой «рожи» мне еще не приходилось видеть так близко. Выстрел оказался удачным, вода вокруг «вскипела», глубина была чуть выше колен. Когда она оказалась на кукане, я двинулся в обратный путь. Теперь левая рука у меня сзади периодически нащупывала четыре «ноги». Да, открытие сезона на Осколе удалось как нельзя лучше.

Больше мне «кошмарный» сон об охоте на щуку не снился. Реальность оказалась намного удачнее и эмоциональнее. Охота, длиною в год, на щуку окончилась успешно.

Многие годы Оскольское водохранилище является нашим излюбленным местом охоты. Еще и сейчас там можно встретить вполне приличных щук и сомов. Незаметно подрос мой сын, который тоже заболел болезнью, называемой «подводная охота». Как говорится, вспомнив Владимира Высоцкого, «мы не успели оглянуться, а сыновья уходят в бой».

P.S. Охота на щуку считается гораздо легче, чем на любую другую рыбу. Лично мне она нравится тем, что всегда непредсказуема. Щуку можно встретить в любом месте и на любой глубине. Есть еще одно достоинство щуки - кулинарное, она очень хороша горячего копчения, но это уже другой разговор. Всем удачных трофейных щук во сне и наяву.